Об авторе

Александр Морозов

Кто я?

Я Александр Морозов. Родился 22 апреля 1961 года, ровно через 10 дней после полета в космос первого в мире космонавта Юрия Гагарина.

Помню себя лет с четырех. С младшим братом и мамой мы жили тогда в селе Варзуга на берегу одноименной реки, что на Кольском полуострове. Отец ходил старпомом на рыболовецком сейнере, а мама трудилась в “офисе” рыбколхозсоюза.

Рыболовецкие сейнеры

Варзуга

Воды реки Варзуги берут начало от многочисленных горных ручьев где-то за дальними отрогами сопок Кольского полуострова, затем объединяются в обильный поток и, пополненные неиссякаемыми водными источниками лесотундры, впадают в беломорский бассейн.

Деревня Варзуга разместилась в излучине одноименной реки, растянувшись по берегу на расстояние метров триста. Магазина здесь не было, а продукты можно было купить в селе Кузомень, что на другом берегу. Добраться туда летом можно на большом карбасе, курсировавшем регулярно, а зимой пешком по льду - километра два.

Вода в Варзуге настолько прозрачна, что виден каждый камешек на глубине пяти метров, как мне тогда казалось. Однако искупаться в такой водице было бы верхом безумия, если только смельчак - не последователь Порфирия Иванова - по моим меркам вода всегда была ледяной.

На статус курорта здешние места явно не тянули, а вот туристы-байдарочники барражировали регулярно, заходя из беломорья через широкое устье реки. Из палаточного лагеря, разбитого путешественниками по-отдаль от нашего поселения, то и дело доносился гитарный звон.

Весной и осенью запомнились огромные лужи на деревенских дорогах, преодолевать которые в резиновых сапогах было истинным удовольствием. Особым искусством считалось, если уровень воды подбирался к верхней кромке сапога на 2-3 сантиметра - победитель сиял от восторга, а народ смотрел на него с восхищением - возраст зрителей составлял всего 3-6 лет.

Талая весенняя вода буквально брала деревню в плен - добраться по-весне до ближайшей лесополосы возможно было лишь на лодке, для чего две-три посудины обязательно дежурили у “берега”, уткнувшись носами в густую траву.

Лодки в половодье

Местность вокруг деревни болотистая, поросшая редким хвойным лесом - лесотундра, одним словом. Летом с братом любили ходить в чернику и морошку - ягода произрастала на окрестных моховых лугах в каких-то невероятных количествах, можно было пригоршнями собирать.

Однажды отец притащил откуда-то из лесу фрагмент фюзеляжа самолета (кажется, АН-2), который после некоторой доработки вскоре воплотился в просторную лодку. В креативе мой батя был на то время впереди планеты всей и применял свой дар, где только считал возможным.

Когда на “лодку” был установлен бензиновый лодочный мотор “Ветерок”, у нас с братом появилось уникальное транспортное средство для речных прогулок. Батя даже мачту с парусом как-то водрузил, но что-то не пошло - видимо, для класса яхты судно явно не подходило по параметрам.

Еще запомнились деревянные церкви - в деревне они встречались едва ли не на каждом шагу. Созерцать их во всей красе можно было лишь с высоты птичьего полета, а снизу они выглядели как неприметные серые хозяйственные постройки, которые использовались в качестве хранилищ для инвентаря.

Деревянные церкви Варзуги

Заброшенность старины напоминало тогда о себе повсюду. Лишь в наши дни село Варзуга стали называть жемчужиной кольского севера, прославившейся памятниками деревянного зодчества - девятью церквями, на которые действительно стоит взглянуть.

За деревней на небольшой плоской возвышенности, растянувшейся на полкилометра, разместился аэродром с грунтовой взлетной полосой, крохотным аэропортом и надутым ветром полосатым флажком. “Кукурузник” был на то время единственным способом добраться до большой земли.

Ура-Губа

Когда мне стукнуло пять, семья перебралась жить в поселок Ура-Губа, что на западе от Мурманска в четырех часах езды в сторону финской границы. Со всех сторон поселок окружают сопки, а протекающая неподалеку река Ура впадает в залив Губа Ура, а тот, в свою очередь, соединяется с Кольским заливом.

Природа здесь восхитительная. Сопки местами покрыты густым карликовым березняком. Грибы можно собирать все короткое лето, а они здесь не то, что на большой земле - средний гриб размером с большую кружку, попадаются и боровики, и подберезовики, а особенно много волнушек.

Северные грибы

В пятистах метрах от избы, где мы поселились, протекала река, а чуть дальше по течению она впадала в залив с пологим песчаным берегом, усыпанным мелким ракушечником и редкой галькой. Здесь было не глубоко, и мы с ребятами с удовольствием плескались и бегали по мелководью с поросячьим визгом.

Однажды вода отошла от берега залива так далеко, что на ее месте остались лишь отдельные лужи, а там, где их не было, валялись тушки камбалы, отсвечивая на солнце белыми брюшками. Тогда мы набрали рыбы кто сколько смог и вернулись домой с добычей.

Отливы и приливы вызваны силой притяжения луны и зависят от ее расположения на орбите, которая представляет собой эллипс, имеющий апогей и перигей, то есть самую дальнюю и самую ближнюю точки орбиты.

Когда луна в перигее - сила ее гравитации максимальна и способна влиять на состояние и уровень воды в океане.

Мама напекла в тот день пирогов с камбалой в русской печи - было безумно вкусно. А еще помню, как побывал в гостях на судне отца - причал находился где-то в пяти километрах. Каюта совсем крохотная, не разгуляешься. Тогда впервые попробовал копченый палтус - вот это было истинное лакомство.

Когда наступала короткая осень и выпадал первый снег, сопки превращались в спортивную площадку. Радовали длинные и пологие склоны для лыжного спуска продолжительностью до полутора километров. Забираться наверх приходилось очень долго - терпения не хватит, если хочешь сиюминутного удовольствия, но чтобы получить реальный кайф, оно того стоило.

Саша Морозов в детстве

С пацанами мы облазили все окрестные сопки и обнаружили около десятка замаскированных землянок, представлявших собой внутри фрагменты не то подводной лодки, не то корабельной каюты - об этом говорили необычные металлические конструкции, о назначении которых можно было лишь догадываться.

Для кого предназначались эти постройки? По-видимому, в этих краях во время второй мировой шли активные боевые действия, и людям необходимо было где-то прятаться от пуль и снарядов, но найти документальное подтверждение моим предположениям было не суждено - местные жители не располагали никакой информацией.

Полярная ночь и северное сияние

На смену осени приходит полярная зима, и солнце совсем не появляется - лишь северное сияние представляет собой хоть какую-то иллюминацию. Играть на свежем воздухе в темноте в это время не в радость, поэтому приходилось сутками находиться дома и искать развлечения: игры в прятки, изучение азбуки, рисование, пластилиновое творчество.

Школа

Быстро пролетело детство, и настала пора переступить порог школы. Ура-Губа поселок небольшой, но школа здесь была вполне уютная и теплая. Хорошо запомнились такие моменты, как письмо в прописях (разлинеенных тетрадях) перьевыми ручками, чернильницы-перевертыши, перепачканные чернилами пальцы, кляксы в тетрадях и симпатичные одноклассницы.

Барань

Летом 1969-го семья переезжает в Белоруссию - город Барань Витебской области, на родину отца. Городок провинциальный - чуть больше десяти тысяч жителей. На первое время остановились у родственников, а тем временем родители застолбили в исполкоме участок земли 11 соток и приобрели щитосборный домик.

За остаток лета домик был успешно собран, и семья справила новоселье. Все бы хорошо, но зимой, когда мороз достигал 20-30 градусов, стены скрипели и потрескивали, особенно по ночам, вызывая мурашки по телу. Успокаивала лишь полная уверенность в надежности конструкции, так как сам принимал участие в сборке.

Продолжилась учеба в новом коллективе местной школы №15. Науки давались мне не без усилий. Приходилось старательно готовить уроки, дабы не выглядеть лошарой с Севера. Во мне жило глубокое осознание необходимости получения знаний, но вот методика преподавания в стиле “Морозов - к доске” все больше провоцировала рвотный рефлекс.

Мой шестой “В” класс

Чтение было любимым занятием. Нравились книги о партизанах, о пионерах-героях, о секретных военных операциях, а также приключения и детективы. Помню, как охотился за книгами Фенимора Купера и Джека Лондона. Бывало, зачитывался до глубокой ночи. С восьми лет увлекся английским и скупал понравившиеся книги в окрестных книжных магазинах.

Чтение книг на английском - замечательное сочетание полезного с приятным при изучении чужого языка, пусть даже не все слова знакомы. Обычно, если позволяла обстановка, записывал такие слова в специальную тетрадь, затем переводил их с помощью словаря и запоминал. К концу 8-го класса у меня получалось довольно сносно говорить.

Из увлечений запомнились кружки рисования, кройки и шитья, спортивные секции - легкой атлетики, плавания. Некоторые навыки пригодились в дальнейшем. Знакомый сосед как-то предложил посетить с ним репетицию оркестра народных инструментов при доме культуры. Там все было необычно и интересно. Особенно понравилась домра.

Руководитель предложила попробовать домру-приму (альт мне не подходил по габаритам). Так я начал заниматься и регулярно посещать репетиции. Позже у меня открылись вокальные способности, и наша худрук перенаправила мои усилия на занятия пением. Пришлось выбрать что-то одно - так начались мои сольные вокальные выступления на сцене.

Один из моих друзей неплохо играл на гитаре, а так как в то время в городе класса гитары не было, я часто захаживал к нему, чтобы перенимать основы гитарного музицирования. К своим 15-ти уже худо-бедно, но получалось аккомпонировать самому себе, хотя до звания “душа компании” я явно не дотягивал - требовалось прилично расширить свой песенный репертуар.

Однако, как ни крути, условия жизни в провинциальном городке с их ограниченными возможностями как бы “перекрывали кислород”, поэтому я твердо решил уехать учиться куда-нибудь подальше после завершения восьмилетки. Ленинград был тогда для меня наиболее знаком - в Пушкине я родился, тут жили мамины родственники.

Мореходка

В 1976 году закончились 8-летние школьные страдания, и в возрасте 15 лет я уезжаю в Ленинград поступать в мореходку. После успешной сдачи вступительных экзаменов был зачислен курсантом на судомеханическое отделение по специальности судовая автоматика.

Специализацию посоветовал отец - уж он-то знал из своего опыта, что судомеханик сможет легко найти работу на берегу в случае чего, так как разбирается в дизелях, котлах, опреснителях, системах очистки воды, топлива, масла и в автоматике, которая всем этим управляет, а от штурмана на суше пользы никакой, разве что огород вскопать под лопату.

Морозов курсант Ленинградского Арктического училища

Ленинградское арктическое училище, куда я поступил, располагалось в нынешней резиденции Путина в Константиновском дворце в Стрельне, точнее, дворец был первым корпусом. Здесь в аудиториях подвальных помещений проходили занятия по военно-морской подготовке, а математику, физику и химию преподавали в аудиториях на других этажах.

В голубом зале Константиновского дворца был кинозал, он же зал для торжественных мероприятий, а в огромном мраморном зале по субботам можно было посетить танцевальные вечера с участием училищной музыкальной группы и девушек из торгово-кулинарного училища, расположившегося в километре от нашего ЛАУ.

Константиновский дворец и корпуса ЛАУ

Жилые помещения располагались в двух корпусах: третий корпус - в двухэтажном здании в виде буквы “П” (раньше предназначалось для царской прислуги), четвертый корпус - в кирпичной пятиэтажке. Столовая и администрация находились во втором корпусе, спроектированном в виде квадрата (бывшие царские конюшни).

Из окон верхних этажей четвертого корпуса открывался живописный вид на Финский залив и стоящие на якоре в акватории торговые суда. Территория от училища до залива представляла собой старинный парк, разбитый на длинные аллеи лиственных исполинов петровских времен, за которым не присматривали уже много лет - в густом подлеске можно было затеряться.

Каждый курс представлял собой роту, поделенную на группы примерно по 30 человек. Во главе роты стоял кадровый военный офицер в звании не ниже капитан-лейтенанта, группами командовали старшины. Передвигаться по территории допускалось только строем, а при встрече с офицером необходимо перейти на строевой шаг и отдать честь - прям, как в армии.

На первом и втором курсах обучения осваивали школьную программу, за исключением астрономии, биологии, географии. Кроме этого изучали теорию устройства судна, работу и устройство дизельных двигателей, судовых котлов, насосов, турбин, пневмо, гидро, электронной и механической автоматики судовых систем.

Помимо непосредственного обучения в обязательном порядке нужно было нести вахту по графику. Вахта имела несколько разновидностей: например, камбуз включал работу в хлеборезке, в котломойке, на раздаче и ночное дежурство, а еще могло посчастливиться постоять дневальным “на тумбочке” или на КПП, а также потаскать тачки с углем в кочегарке.

Мне “везло” на котломойку и тумбочку, а один раз угодил в кочегарку, откуда меня чуть не вынесли - тачки с углем весили, как мне показалось, вдвое или втрое больше меня самого. Держался до последнего - часа на три сил хватило, пока руки не перестали слушаться, хотя хилым я себя не считал.

Военно-морская подготовка - отдельная тема, которая была призвана сделать курсантов младшими лейтенантами: нас обучили устройству торпед, мин, стрелкового и артиллерийского оружия, находящихся на вооружении военно-морского флота. Макет торпеды СЭТ-40 в разрезе был размещен в цокольном этаже дворца и весьма впечатлял.

Там же находилась настоящая зенитная установка - скорострельная трехствольная пушка 2М-3М с поворотным механизмом в рабочем состоянии. В процессе обучения на первом курсе зимой ездили на военную стажировку в Лиепаю (Латвия). Нас распределили по малым противолодочным кораблям, и на месяц мы смешались с командой, изучали матчасть.

Здесь курсанты приняли воинскую присягу на верность Родине и получили военную специальность - командир электромеханической боевой части БЧ-5. Таким образом я освобождался от воинской обязанности, а забегая вперед скажу, что по приезде на место работы получил в военкомате военный билет офицера запаса в звании младший лейтенант.

На третьем курсе рота в полном составе (около сотни курсантов) отправилась отрабатывать морские навыки на учебно-производственном судне “Профессор Щеголев”. На нем мы прошли вдоль берегов Европы и вошли через пролив Гибралтар в Средиземное море, в пути несли вахту на мостике, в машинном отделении, участвовали в палубных работах.

Средиземка встретила нас “мертвой зыбью” - монотонными волнами этажей в пять высотой при полном безветрии - а затем портами захода Катания (Сицилия) и Марина ди Каррара (Италия - материк), куда УПС "Профессор Щеголев" доставил древесину и загрузил в трюмы знаменитый “карарский” мрамор. На обратном пути посетили Роттердам и Лондон.

Впечатлений от путешествия набралось на много лет вперед. Катания запомнилась вулканом Этна, узкими улочками, пальмами, грациозными скульптурами и вычурной архитектурой. Марина ди Каррара (берег Каррары по-итальянски) впечатлила своей простой обстановкой, пляжем и магазинчиками в цокольных этажах размером с газетный киоск.

Роттердам поразил длиной причальной линии, самой большой по величине в мире - порт расположен в разветвленной дельте рек Маас и Рейн. В городе встречались улочки, построенные в национальном каркасном стиле, асфальт выглядел совершенно новым, без единого изъяна, и казался свежевымытым с порошком - такого я нигде прежде не видел.

Портовый Лондон также оказался немаленьким объектом, затеряться здесь без карты легко и просто. Выбравшись в город, посетили музей Тауэр, где по лужайке гуляли два огромных ворона, стоящих на довольствии государства. Увидели внутреннее убранство собора Петра и Павла, парадное шествие караула гвардейцев Бэкингемского дворца.

Полгода спустя, летом 1979-го, нас распределяют на индивидуальную практику группами по два человека на разные суда. Я был направлен на ролкер "Инженер Башкиров". Практика длилась три месяца, а рейсы были однообразны, Питер - Гамбург (ФРГ) - Гулль (Англия). Запомнилась поездка к чайному клиперу “Катти Сарк” - самому быстрому в мире паруснику XIX века.

Клипер Катти Сарк

Четыре года учебы казались мне вечностью, но в конце лета 1980-го настал тот долгожданный день, когда нам вручили дипломы с записью "Техник по эксплуатации судовых автоматизированных систем". До финиша удалось дойти далеко не всем: двое курсантов погибли на индивидуальной практике при кораблекрушении, еще 12 человек отчислены.

Распределяли на работу в основном по желанию. Элитным местом считалось Балтийское морское пароходство, куда направляли лишь с питерской пропиской. Выбирать было особенно не из чего, так как лучшее, что мне светило - это Мурманское пароходство.

Арктика

Наступили трудовые будни в Арктике на ледоколах помощником механика. Моим первым судном стал "Киев". Угодил ровно на 15-летний юбилей ледокола, и всем членам экипажа вручили книги “Гроза морей” с памятной надписью за подписью капитана и судовой печатью.

Ледокол “Киев”

Вахта в отделении вспомогательных двигателей - 4 часа через 8 без выходных - конкретно выносила мозг, и уже через три месяца при выключенных двигателях заснуть было проблематично в силу привычки, так как грохот в “машине” стоял под 100 дБ.

Очевидным плюсом стал тот факт, что на судне оказался неплохой набор музыкальных инструментов главным образом зарубежного производства. Мы с хлопцами шустро организовались в группу и при каждом удобном случае выходили на сцену.

Поводом могло послужить любое событие - будь то государственный праздник или стыковка с другим судном для перекачки топлива. Однако такое случалось не часто.

Через 6 месяцев трудовых будней настало время отправиться в трехмесячный отпуск, где суждено было познакомиться с девушкой Валей и отпраздновать свадьбу. Валентина работала на заводе радиоэлектроники сборщицей микросхем.

Отпуск пролетел как один день, спустя два года родился сын Дима, а еще через три - дочь Катя. График работы был построен так, что через каждые 6 месяцев без выходных отправлялся в отпуск, а очередной член команды возвращался и занимал мое место.

Ледокол “Капитан Драницын”

В один из дней мне предложили место помощника механика на “Капитане Драницыне” в качестве повышения, так как этот ледокол был самым молодым в серии и буквально нашпигован всевозможной автоматикой, которую мне как раз и довелось досконально изучать в училище.

Драницын финской постройки напоминал плавучую гостиницу - по крайней мере, в более комфортных условиях мне находиться до этого не приходилось. В каждой каюте были душ, гальюн, раковина, небольшой диван, одним словом - полный фарш.

арктическая депрессия

Трудовые будни в таком режиме не могли не сказаться на психике. Начал замечать, что иду куда-то не туда. Редкие заходы в Дудинку и на Диксон отнюдь не способствовали саморазвитию, так как культурная программа в порту ограничена лишь походами по кабакам.

В море, бывало, наступал жуткий депрессняк. Не спасало самостоятельное изучение французского и чтение книг на английском. Чего-то в этой жизни явно не хватало. Тогда было принято волевое решение уйти с флота.

На берегу

Арктике я посвятил четыре года, затем была работа на заводе токарем на станке 1К62. Через пару лет успешно сдал вступительные экзамены в минский радиотехнический институт на факультет конструирования радиоаппаратуры, заочное отделение.

Уже на третьем курсе становлюсь инженером-технологом радиостанции “Виола-Н”. Дальше наступили лихие девяностые. Производство постепенно приходило в упадок и снова пришлось сменить вид деятельности.

Работа в коммерческих структурах затянулась почти на десять лет, но ВУЗ я все же успел закончить и получить диплом о высшем образовании

диплом минского радиотехнического института

Сокурсник по институту приглашает меня поработать в свою мастерскую шелкографической печати в Минск. Так я стал печатником визиток, открыток и другой полиграфической продукции. Незаметно пролетели еще почти десять лет.

Наступил кризис 2008 года, и меня сократили. Вот так, почти через 20 лет, я вспомнил о дипломе радиоинженера. Мой трудовой путь продолжился на оршанском авиаремонтном заводе в Болбасово.

Завод выполняет ремонт и модернизацию вертолетов типа Ми-8 и Ми-24. Быстро освоил все вертолетное радиооборудование, а где-то через пару лет стал ведущим инженером-технологом, коим и являюсь по сей день.

В этой заметке о себе я не стал детально описывать свои навыки. Считаю, что эту информацию лучше отразить в отдельных статьях. Спасибо за мужество, хватившего Вам дочитать мою исповедь до конца, и очень надеюсь видеть Вас в рядах моих подписчиков и постоянных читателей.

Всего Вам доброго, здоровья Вам, вашим родным и близким!

Остаюсь искренне ваш, Александр

7 комментариев

Аватар комментатора Валериан Автор: Валериан

Так держать, Александр! СтарикПедагог.

Аватар комментатора Борис Перминов Автор: Борис Перминов

Биография целеустремлённого человека. Рад знакомству. Для технически одарённого специалиста интересный слог.

Аватар комментатора Александр Морозов Автор: Александр Морозов

Борис Перминов, взаимно. Редко проверяю комментарии, спасибо, что постучались ВКонтакте, также рад познакомиться. Еще раз спасибо за комплимент по поводу слога

Аватар комментатора Вячеслав Автор: Вячеслав

Александр,привет! Хорошо написал. Перед глазами Мурманск, Драницын,Дудинка.Отзовись.

Аватар комментатора Александр Морозов Автор: Александр Морозов

Вячеслав, привет! Рад, что ты нашел меня, и у тебя все в порядке. Лишь сегодня заметил твой коммент, еще увидимся

Аватар комментатора Ольга Автор: Ольга

Замечательный рассказ о замечательной жизни!
И моряк,и печатник,и авиаремонтник! Это восхищает. Не ныть,не пить горькую,а работать-это путь настоящего мужчины.
Приятно читать о Кольской земле (я работала в Мурманске 6 лет после мединститута,а мой брат приехал ко мне и поступил в МВИМУ,закончил и до сих пор ходил в море старпомом и кэпом)
Ваша коллега по ОДНОЙ СЕМЬЕ( всего 3 шаг) Ольга

Аватар комментатора Александр Морозов Автор: Александр Морозов

Ольга, спасибо за прекрасный отзыв. Рад получить обратную связь от земляка и коллеги. Если Вы серьезно нацелены на работу, то сегодня Игорь прислал мотивирующее видео Владимира Белева https://www.youtube.com/watch?v=g1PHCXcN86Y, которое во многом объясняет ее смысл.
PS. До сих пор не знал, что комментарии проходят модерацию, увидел ваш случайно в вебвизоре яндекс-метрики и озадачился. Теперь буду знать. Спасибо, что провели на моем сайте более двух часов, очень рад знакомству. Александр

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение