Об авторе

Александр Морозов

Кто я?

Я Александр Морозов. Родился 22 апреля 1961 года, ровно через 10 дней после полета в космос первого в мире космонавта Юрия Гагарина.

Помню себя лет с четырех. С младшим братом и мамой мы жили тогда в селе Варзуга на берегу одноименной реки, что на Кольском полуострове. Отец ходил старпомом на рыболовецком сейнере, а мама трудилась в “офисе” рыбколхозсоюза.

Рыболовецкие сейнеры

Варзуга

Воды реки Варзуги берут начало от многочисленных горных ручьев где-то за дальними отрогами сопок Кольского полуострова, затем объединяются в обильный поток и, пополненные неиссякаемыми водными источниками лесотундры, впадают в беломорский бассейн.

Деревня Варзуга разместилась в излучине одноименной реки, растянувшись по берегу на расстояние метров триста. Магазина здесь не было, а продукты можно было купить в селе Кузомень, что на другом берегу. Добраться туда летом можно на большом карбасе, курсировавшем регулярно, а зимой пешком по льду - километра два.

Вода в Варзуге настолько прозрачна, что виден каждый камешек на глубине пяти метров, как мне тогда казалось. Однако искупаться в такой водице было бы верхом безумия, если только смельчак - не последователь Порфирия Иванова - по моим меркам вода всегда была ледяной.

На статус курорта здешние места явно не тянули, а вот туристы-байдарочники барражировали регулярно, заходя из беломорья через широкое устье реки. Из палаточного лагеря, разбитого путешественниками по-отдаль от нашего поселения, то и дело доносился гитарный звон.

Весной и осенью запомнились огромные лужи на деревенских дорогах, преодолевать которые в резиновых сапогах было истинным удовольствием. Особым искусством считалось, если уровень воды подбирался к верхней кромке сапога на 2-3 сантиметра - победитель сиял от восторга, а народ смотрел на него с восхищением - возраст зрителей составлял всего 3-6 лет.

Талая весенняя вода буквально брала деревню в плен - добраться по-весне до ближайшей лесополосы возможно было лишь на лодке, для чего две-три посудины обязательно дежурили у “берега”, уткнувшись носами в густую траву.

Лодки в половодье

Местность вокруг деревни болотистая, поросшая редким хвойным лесом - лесотундра, одним словом. Летом с братом любили ходить в чернику и морошку - ягода произрастала на окрестных моховых лугах в каких-то невероятных количествах, можно было пригоршнями собирать.

Однажды отец притащил откуда-то из лесу фрагмент фюзеляжа самолета (кажется, АН-2), который после некоторой доработки вскоре воплотился в просторную лодку. В креативе мой батя был на то время впереди планеты всей и применял свой дар, где только считал возможным.

Когда на “лодку” был установлен бензиновый лодочный мотор “Ветерок”, у нас с братом появилось уникальное транспортное средство для речных прогулок. Батя даже мачту с парусом как-то водрузил, но что-то не пошло - видимо, для класса яхты судно явно не подходило по параметрам.

Еще запомнились деревянные церкви - в деревне они встречались едва ли не на каждом шагу. Созерцать их во всей красе можно было лишь с высоты птичьего полета, а снизу они выглядели как неприметные серые хозяйственные постройки, которые использовались в качестве хранилищ для инвентаря.

Деревянные церкви Варзуги

Заброшенность старины напоминало тогда о себе повсюду. Лишь в наши дни село Варзуга стали называть жемчужиной кольского севера, прославившейся памятниками деревянного зодчества - девятью церквями, на которые действительно стоит взглянуть.

За деревней на небольшой плоской возвышенности, растянувшейся на полкилометра, разместился аэродром с грунтовой взлетной полосой, крохотным аэропортом и надутым ветром полосатым флажком. “Кукурузник” был на то время единственным способом добраться до большой земли.

Ура-Губа

Когда мне стукнуло пять, семья перебралась жить в поселок Ура-Губа, что на западе от Мурманска в четырех часах езды в сторону финской границы. Со всех сторон поселок окружают сопки, а протекающая неподалеку река Ура впадает в залив Губа Ура, а тот, в свою очередь, соединяется с Кольским заливом.

Природа здесь восхитительная. Сопки местами покрыты густым карликовым березняком. Грибы можно собирать все короткое лето, а они здесь не то, что на большой земле - средний гриб размером с большую кружку, попадаются и боровики, и подберезовики, а особенно много волнушек.

Северные грибы

В пятистах метрах от избы, где мы поселились, протекала река, а чуть дальше по течению она впадала в залив с пологим песчаным берегом, усыпанным мелким ракушечником и редкой галькой. Здесь было не глубоко, и мы с ребятами с удовольствием плескались и бегали по мелководью с поросячьим визгом.

Однажды вода отошла от берега залива так далеко, что на ее месте остались лишь отдельные лужи, а там, где их не было, валялись тушки камбалы, отсвечивая на солнце белыми брюшками. Тогда мы набрали рыбы кто сколько смог и вернулись домой с добычей.

Отливы и приливы вызваны силой притяжения луны и зависят от ее расположения на орбите, которая представляет собой эллипс, имеющий апогей и перигей, то есть самую дальнюю и самую ближнюю точки орбиты.

Когда луна в перигее - сила ее гравитации максимальна и способна влиять на состояние и уровень воды в океане.

Мама напекла в тот день пирогов с камбалой в русской печи - было безумно вкусно. А еще помню, как побывал в гостях на судне отца - причал находился где-то в пяти километрах. Каюта совсем крохотная, не разгуляешься. Тогда впервые попробовал копченый палтус - вот это было истинное лакомство.

Когда наступала короткая осень и выпадал первый снег, сопки превращались в спортивную площадку. Радовали длинные и пологие склоны для лыжного спуска продолжительностью до полутора километров. Забираться наверх приходилось очень долго - терпения не хватит, если хочешь сиюминутного удовольствия, но чтобы получить реальный кайф, оно того стоило.

Саша Морозов в детстве

С пацанами мы облазили все окрестные сопки и обнаружили около десятка замаскированных землянок, представлявших собой внутри фрагменты не то подводной лодки, не то корабельной каюты - об этом говорили необычные металлические конструкции, о назначении которых можно было лишь догадываться.

Для кого предназначались эти постройки? По-видимому, в этих краях во время второй мировой шли активные боевые действия, и людям необходимо было где-то прятаться от пуль и снарядов, но найти документальное подтверждение моим предположениям было не суждено - местные жители не располагали никакой информацией.

Полярная ночь и северное сияние

На смену осени приходит полярная зима, и солнце совсем не появляется - лишь северное сияние представляет собой хоть какую-то иллюминацию. Играть на свежем воздухе в темноте в это время не в радость, поэтому приходилось сутками находиться дома и искать развлечения: игры в прятки, изучение азбуки, рисование, пластилиновое творчество.

Школа

Быстро пролетело детство, и настала пора переступить порог школы. Ура-Губа поселок небольшой, но школа здесь была вполне уютная и теплая. Хорошо запомнились такие моменты, как письмо в прописях (разлинеенных тетрадях) перьевыми ручками, чернильницы-перевертыши, перепачканные чернилами пальцы, кляксы в тетрадях и симпатичные одноклассницы.

Барань

Летом 1969-го семья переезжает в Белоруссию - город Барань Витебской области, на родину отца. Городок провинциальный - чуть больше десяти тысяч жителей. На первое время остановились у родственников, а тем временем родители застолбили в исполкоме участок земли 11 соток и приобрели щитосборный домик.

За остаток лета домик был успешно собран, и семья справила новоселье. Все бы хорошо, но зимой, когда мороз достигал 20-30 градусов, стены скрипели и потрескивали, особенно по ночам, вызывая мурашки по телу. Успокаивала лишь полная уверенность в надежности конструкции, так как сам принимал участие в сборке.

Продолжилась учеба в новом коллективе местной школы №15. Науки давались мне не без усилий. Приходилось старательно готовить уроки, дабы не выглядеть лошарой с Севера. Во мне жило глубокое осознание необходимости получения знаний, но вот методика преподавания в стиле “Морозов - к доске” все больше провоцировала рвотный рефлекс.

Мой шестой “В” класс

Чтение было любимым занятием. Нравились книги о партизанах, о пионерах-героях, о секретных военных операциях, а также приключения и детективы. Помню, как охотился за книгами Фенимора Купера и Джека Лондона. Бывало, зачитывался до глубокой ночи. С восьми лет увлекся английским и скупал понравившиеся книги в окрестных книжных магазинах.

Чтение книг на английском - замечательное сочетание полезного с приятным при изучении чужого языка, пусть даже не все слова знакомы. Обычно, если позволяла обстановка, записывал такие слова в специальную тетрадь, затем переводил их с помощью словаря и запоминал. К концу 8-го класса у меня получалось довольно сносно говорить.

Из увлечений запомнились кружки рисования, кройки и шитья, спортивные секции - легкой атлетики, плавания. Некоторые навыки пригодились в дальнейшем. Знакомый сосед как-то предложил посетить с ним репетицию оркестра народных инструментов при доме культуры. Там все было необычно и интересно. Особенно понравилась домра.

Руководитель предложила попробовать домру-приму (альт мне не подходил по габаритам). Так я начал заниматься и регулярно посещать репетиции. Позже у меня открылись вокальные способности, и наша худрук перенаправила мои усилия на занятия пением. Пришлось выбрать что-то одно - так начались мои сольные вокальные выступления на сцене.

Один из моих друзей неплохо играл на гитаре, а так как в то время в городе класса гитары не было, я часто захаживал к нему, чтобы перенимать основы гитарного музицирования. К своим 15-ти уже худо-бедно, но получалось аккомпонировать самому себе, хотя до звания “душа компании” я явно не дотягивал - требовалось прилично расширить свой песенный репертуар.

Однако, как ни крути, условия жизни в провинциальном городке с их ограниченными возможностями как бы “перекрывали кислород”, поэтому я твердо решил уехать учиться куда-нибудь подальше после завершения восьмилетки. Ленинград был тогда для меня наиболее знаком - в Пушкине я родился, тут жили мамины родственники.

Мореходка

В 1976 году закончились 8-летние школьные страдания, и в возрасте 15 лет я уезжаю в Ленинград поступать в мореходку. После успешной сдачи вступительных экзаменов был зачислен курсантом на судомеханическое отделение по специальности судовая автоматика.

Специализацию посоветовал отец - уж он-то знал из своего опыта, что судомеханик сможет легко найти работу на берегу в случае чего, так как разбирается в дизелях, котлах, опреснителях, системах очистки воды, топлива, масла и в автоматике, которая всем этим управляет, а от штурмана на суше пользы никакой, разве что огород вскопать под лопату.

Морозов курсант Ленинградского Арктического училища

Ленинградское арктическое училище, куда я поступил, располагалось в нынешней резиденции Путина в Константиновском дворце в Стрельне, точнее, дворец был первым корпусом. Здесь в аудиториях подвальных помещений проходили занятия по военно-морской подготовке, а математику, физику и химию преподавали в аудиториях на других этажах.

В голубом зале Константиновского дворца был кинозал, он же зал для торжественных мероприятий, а в огромном мраморном зале по субботам можно было посетить танцевальные вечера с участием училищной музыкальной группы и девушек из торгово-кулинарного училища, расположившегося в километре от нашего ЛАУ.

Константиновский дворец и корпуса ЛАУ

Жилые помещения располагались в двух корпусах: третий корпус - в двухэтажном здании в виде буквы “П” (раньше предназначалось для царской прислуги), четвертый корпус - в кирпичной пятиэтажке. Столовая и администрация находились во втором корпусе, спроектированном в виде квадрата (бывшие царские конюшни).

Из окон верхних этажей четвертого корпуса открывался живописный вид на Финский залив и стоящие на якоре в акватории торговые суда. Территория от училища до залива представляла собой старинный парк, разбитый на длинные аллеи лиственных исполинов петровских времен, за которым не присматривали уже много лет - в густом подлеске можно было затеряться.

Каждый курс представлял собой роту, поделенную на группы примерно по 30 человек. Во главе роты стоял кадровый военный офицер в звании не ниже капитан-лейтенанта, группами командовали старшины. Передвигаться по территории допускалось только строем, а при встрече с офицером необходимо перейти на строевой шаг и отдать честь - прям, как в армии.

На первом и втором курсах обучения осваивали школьную программу, за исключением астрономии, биологии, географии. Кроме этого изучали теорию устройства судна, работу и устройство дизельных двигателей, судовых котлов, насосов, турбин, пневмо, гидро, электронной и механической автоматики судовых систем.

Помимо непосредственного обучения в обязательном порядке нужно было нести вахту по графику. Вахта имела несколько разновидностей: например, камбуз включал работу в хлеборезке, в котломойке, на раздаче и ночное дежурство, а еще могло посчастливиться постоять дневальным “на тумбочке” или на КПП, а также потаскать тачки с углем в кочегарке.

Мне “везло” на котломойку и тумбочку, а один раз угодил в кочегарку, откуда меня чуть не вынесли - тачки с углем весили, как мне показалось, вдвое или втрое больше меня самого. Держался до последнего - часа на три сил хватило, пока руки не перестали слушаться, хотя хилым я себя не считал.

Военно-морская подготовка - отдельная тема, которая была призвана сделать курсантов младшими лейтенантами: нас обучили устройству торпед, мин, стрелкового и артиллерийского оружия, находящихся на вооружении военно-морского флота. Макет торпеды СЭТ-40 в разрезе был размещен в цокольном этаже дворца и весьма впечатлял.

Там же находилась настоящая зенитная установка - скорострельная трехствольная пушка 2М-3М с поворотным механизмом в рабочем состоянии. В процессе обучения на первом курсе зимой ездили на военную стажировку в Лиепаю (Латвия). Нас распределили по малым противолодочным кораблям, и на месяц мы смешались с командой, изучали матчасть.

Здесь курсанты приняли воинскую присягу на верность Родине и получили военную специальность - командир электромеханической боевой части БЧ-5. Таким образом я освобождался от воинской обязанности, а забегая вперед скажу, что по приезде на место работы получил в военкомате военный билет офицера запаса в звании младший лейтенант.

На третьем курсе рота в полном составе (около сотни курсантов) отправилась отрабатывать морские навыки на учебно-производственном судне “Профессор Щеголев”. На нем мы прошли вдоль берегов Европы и вошли через пролив Гибралтар в Средиземное море, в пути несли вахту на мостике, в машинном отделении, участвовали в палубных работах.

Средиземка встретила нас “мертвой зыбью” - монотонными волнами этажей в пять высотой при полном безветрии - а затем портами захода Катания (Сицилия) и Марина ди Каррара (Италия - материк), куда УПС "Профессор Щеголев" доставил древесину и загрузил в трюмы знаменитый “карарский” мрамор. На обратном пути посетили Роттердам и Лондон.

Впечатлений от путешествия набралось на много лет вперед. Катания запомнилась вулканом Этна, узкими улочками, пальмами, грациозными скульптурами и вычурной архитектурой. Марина ди Каррара (берег Каррары по-итальянски) впечатлила своей простой обстановкой, пляжем и магазинчиками в цокольных этажах размером с газетный киоск.

Роттердам поразил длиной причальной линии, самой большой по величине в мире - порт расположен в разветвленной дельте рек Маас и Рейн. В городе встречались улочки, построенные в национальном каркасном стиле, асфальт выглядел совершенно новым, без единого изъяна, и казался свежевымытым с порошком - такого я нигде прежде не видел.

Портовый Лондон также оказался немаленьким объектом, затеряться здесь без карты легко и просто. Выбравшись в город, посетили музей Тауэр, где по лужайке гуляли два огромных ворона, стоящих на довольствии государства. Увидели внутреннее убранство собора Петра и Павла, парадное шествие караула гвардейцев Бэкингемского дворца.

Полгода спустя, летом 1979-го, нас распределяют на индивидуальную практику группами по два человека на разные суда. Я был направлен на ролкер "Инженер Башкиров". Практика длилась три месяца, а рейсы были однообразны, Питер - Гамбург (ФРГ) - Гулль (Англия). Запомнилась поездка к чайному клиперу “Катти Сарк” - самому быстрому в мире паруснику XIX века.

Клипер Катти Сарк

Четыре года учебы казались мне вечностью, но в конце лета 1980-го настал тот долгожданный день, когда нам вручили дипломы с записью "Техник по эксплуатации судовых автоматизированных систем". До финиша удалось дойти далеко не всем: двое курсантов погибли на индивидуальной практике при кораблекрушении, еще 12 человек отчислены.

Распределяли на работу в основном по желанию. Элитным местом считалось Балтийское морское пароходство, куда направляли лишь с питерской пропиской. Выбирать было особенно не из чего, так как лучшее, что мне светило - это Мурманское пароходство.

Арктика

Наступили трудовые будни в Арктике на ледоколах помощником механика. Моим первым судном стал "Киев". Угодил ровно на 15-летний юбилей ледокола, и всем членам экипажа вручили книги “Гроза морей” с памятной надписью за подписью капитана и судовой печатью.

Ледокол “Киев”

Вахта в отделении вспомогательных двигателей - 4 часа через 8 без выходных - конкретно выносила мозг, и уже через три месяца при выключенных двигателях заснуть было проблематично в силу привычки, так как грохот в “машине” стоял под 100 дБ.

Очевидным плюсом стал тот факт, что на судне оказался неплохой набор музыкальных инструментов главным образом зарубежного производства. Мы с хлопцами шустро организовались в группу и при каждом удобном случае выходили на сцену.

Поводом могло послужить любое событие - будь то государственный праздник или стыковка с другим судном для перекачки топлива. Однако такое случалось не часто.

Через 6 месяцев трудовых будней настало время отправиться в трехмесячный отпуск, где суждено было познакомиться с девушкой Валей и отпраздновать свадьбу. Валентина работала на заводе радиоэлектроники сборщицей микросхем.

Отпуск пролетел как один день, спустя два года родился сын Дима, а еще через три - дочь Катя. График работы был построен так, что через каждые 6 месяцев без выходных отправлялся в отпуск, а очередной член команды возвращался и занимал мое место.

Ледокол “Капитан Драницын”

В один из дней мне предложили место помощника механика на “Капитане Драницыне” в качестве повышения, так как этот ледокол был самым молодым в серии и буквально нашпигован всевозможной автоматикой, которую мне как раз и довелось досконально изучать в училище.

Драницын финской постройки напоминал плавучую гостиницу - по крайней мере, в более комфортных условиях мне находиться до этого не приходилось. В каждой каюте были душ, гальюн, раковина, небольшой диван, одним словом - полный фарш.

арктическая депрессия

Трудовые будни в таком режиме не могли не сказаться на психике. Начал замечать, что иду куда-то не туда. Редкие заходы в Дудинку и на Диксон отнюдь не способствовали саморазвитию, так как культурная программа в порту ограничена лишь походами по кабакам.

В море, бывало, наступал жуткий депрессняк. Не спасало самостоятельное изучение французского и чтение книг на английском. Чего-то в этой жизни явно не хватало. Тогда было принято волевое решение уйти с флота.

На берегу

Арктике я посвятил четыре года, затем была работа на заводе токарем на станке 1К62. Через пару лет успешно сдал вступительные экзамены в минский радиотехнический институт на факультет конструирования радиоаппаратуры, заочное отделение.

Уже на третьем курсе становлюсь инженером-технологом радиостанции “Виола-Н”. Дальше наступили лихие девяностые. Производство постепенно приходило в упадок и снова пришлось сменить вид деятельности.

Работа в коммерческих структурах затянулась почти на десять лет, но ВУЗ я все же успел закончить и получить диплом о высшем образовании

диплом минского радиотехнического института

Сокурсник по институту приглашает меня поработать в свою мастерскую шелкографической печати в Минск. Так я стал печатником визиток, открыток и другой полиграфической продукции. Незаметно пролетели еще почти десять лет.

Наступил кризис 2008 года, и меня сократили. Вот так, почти через 20 лет, я вспомнил о дипломе радиоинженера. Мой трудовой путь продолжился на оршанском авиаремонтном заводе в Болбасово.

Завод выполняет ремонт и модернизацию вертолетов типа Ми-8 и Ми-24. Быстро освоил все вертолетное радиооборудование, а где-то через пару лет стал ведущим инженером-технологом, коим и являюсь по сей день.

В этой заметке о себе я не стал детально описывать свои навыки. Считаю, что эту информацию лучше отразить в отдельных статьях. Спасибо за мужество, хватившего Вам дочитать мою исповедь до конца, и очень надеюсь видеть Вас в рядах моих подписчиков и постоянных читателей.

Всего Вам доброго, здоровья Вам, вашим родным и близким!

Остаюсь искренне ваш, Александр

6 комментариев

  1. Аватар комментатора Борис Перминов
    Биография целеустремлённого человека. Рад знакомству. Для технически одарённого специалиста интересный слог.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Александр Морозов

      Борис Перминов, взаимно. Редко проверяю комментарии, спасибо, что постучались ВКонтакте, также рад познакомиться. Еще раз спасибо за комплимент по поводу слога

      Ответить
  2. Аватар комментатора Вячеслав
    Александр,привет! Хорошо написал. Перед глазами Мурманск, Драницын,Дудинка.Отзовись.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Александр Морозов

      Вячеслав, привет! Рад, что ты нашел меня, и у тебя все в порядке. Лишь сегодня заметил твой коммент, еще увидимся

      Ответить
  3. Аватар комментатора Ольга
    Замечательный рассказ о замечательной жизни!
    И моряк,и печатник,и авиаремонтник! Это восхищает. Не ныть,не пить горькую,а работать-это путь настоящего мужчины.
    Приятно читать о Кольской земле (я работала в Мурманске 6 лет после мединститута,а мой брат приехал ко мне и поступил в МВИМУ,закончил и до сих пор ходил в море старпомом и кэпом)
    Ваша коллега по ОДНОЙ СЕМЬЕ( всего 3 шаг) Ольга

    Ответить
    1. Аватар комментатора Александр Морозов

      Ольга, спасибо за прекрасный отзыв. Рад получить обратную связь от земляка и коллеги. Если Вы серьезно нацелены на работу, то сегодня Игорь прислал мотивирующее видео Владимира Белева https://www.youtube.com/watch?v=g1PHCXcN86Y, которое во многом объясняет ее смысл.
      PS. До сих пор не знал, что комментарии проходят модерацию, увидел ваш случайно в вебвизоре яндекс-метрики и озадачился. Теперь буду знать. Спасибо, что провели на моем сайте более двух часов, очень рад знакомству. Александр

      Ответить

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение